“Главное — упорство, трудолюбие и талант”
Как вы стали писателем и почему — именно автором фэнтези, а не каких-нибудь других жанров?
Начну с конца: главной причиной моей любви к фэнтези стали книги Джона Толкина, которые я прочел, учась в колледже, в конце семидесятых. Толкин возродил во мне любовь к чтению — в школьные годы мне попадалось слишком много скучных и откровенно слабых произведений. Тогда чтение было для меня скучным занятием, не приносящим почти никакого удовольствия. Но вот в 1978 году мне в руки попали четыре книги Толкина, и я мгновенно вспомнил, как сильно любил читать, когда был младше. Вспомнил, что книги могут унести читателя в миры больших приключений в далеких землях. И — решил сам написать что-нибудь в подобном жанре.
Как я “стал” писателем?.. Не уверен, что могу ответить на этот вопрос — не представляю, как можно научиться рассказывать истории. Словом “стать” подразумевает какое-то обучение, а умению рассказывать научить нельзя, либо оно есть, либо его нет. Хотя, конечно, чтение или театр могут помочь появлению собственного литературного стиля.
Как стать профессиональным писателем и начать публиковаться?.. Тут главное — упорство, трудолюбие и, разумеется, талант. Хотя не знаю, чего нужно больше. Нельзя забывать и об удачном стечении обстоятельств, над которым мы не властны: отправить рукопись в подходящее издательство в нужное время, чтобы она попала к редактору, которому понравится именно ваша книга. Со временем это принесет свои дивиденды. Хотя я уверен, что на каждого успешного писателя приходится сотня не менее хороших авторов, ни один из которых никогда не сможет своим ремеслом зарабатывать.
То есть, вы верите в волю случая, в то, что есть удачливые люди и неудачники?
Конечно, удача и случайность существуют и играют в нашей жизни не последнюю роль. Начнем с того, что одним везет родиться красивыми и сильными, а другим нет. А красота, безусловно, способна во многом облегчить жизнь человека. В то же время, я не верю, что все или хотя бы что-то в наших жизнях предопределено. Хотя в учении о карме есть своя логика.
Совпадения, подходящее время, карма... Все же я не стану их полностью отрицать. Эти понятия слишком сложны и таинственны, как сама наша жизнь. Я уверен, что 18 лет назад мне очень повезло: я представил свою рукопись редактору “TSR” именно в тот самый момент. Сделай я это на три месяца раньше или позже — и кто знает, поручили бы мне писать “Магический кристалл” или нет? Но, в то же время, я очень много работал, прежде чем отдать рукопись в издательство, и, не покладая рук, трудился на протяжении долгих лет, чтобы начать зарабатывать писательством, так что дело не только в удаче. Никакая удача не поможет, если вы сами не способны воспользоваться ее плодами.
Вы пользуетесь плодами популярности Дзирта уже много лет. Сложно ли продолжать работу над столь затянувшимся сериалом?
На самом деле, нет. Сейчас писать о Дзирте во многом даже проще, чем раньше. Я знаю героев так хорошо, словно они мои родные братья. Дзирт, Бренор и Вульфгар живут в моем воображении, как реальные личности. Если проблема и существует, она в том, что после дюжины с лишним приключений история начинает приедаться. Как постоянно поддерживать к ней интерес? Сколькими способами я смогу описать “танец сабель”? Ну, и не исчезает никуда вопрос развития героев: после всего, что прошел Дзирт, осталось ли ему куда расти?
У меня есть еще немало историй, которые я хотел бы рассказать, но будут ли новые приключения так же интересны читателям? Мне остается только надеяться на это.
До сих пор надежды Сальваторе оправдываются: сколько бы новых книг о Дзирте До’Урдене ни выходило, популярность самого известного героя Роберта только растет. Именно цикл о Темном эльфе стал предметом нашего дальнейшего разговора с писателем.