Elvenland

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Elvenland » Мир Роберта Сальваторе » Отвечает Роберт Сальваторе


Отвечает Роберт Сальваторе

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

“Главное — упорство, трудолюбие и талант”

Как вы стали писателем и почему — именно автором фэнтези, а не каких-нибудь других жанров?
Начну с конца: главной причиной моей любви к фэнтези стали книги Джона Толкина, которые я прочел, учась в колледже, в конце семидесятых. Толкин возродил во мне любовь к чтению — в школьные годы мне попадалось слишком много скучных и откровенно слабых произведений. Тогда чтение было для меня скучным занятием, не приносящим почти никакого удовольствия. Но вот в 1978 году мне в руки попали четыре книги Толкина, и я мгновенно вспомнил, как сильно любил читать, когда был младше. Вспомнил, что книги могут унести читателя в миры больших приключений в далеких землях. И — решил сам написать что-нибудь в подобном жанре.
Как я “стал” писателем?.. Не уверен, что могу ответить на этот вопрос — не представляю, как можно научиться рассказывать истории. Словом “стать” подразумевает какое-то обучение, а умению рассказывать научить нельзя, либо оно есть, либо его нет. Хотя, конечно, чтение или театр могут помочь появлению собственного литературного стиля.
Как стать профессиональным писателем и начать публиковаться?.. Тут главное — упорство, трудолюбие и, разумеется, талант. Хотя не знаю, чего нужно больше. Нельзя забывать и об удачном стечении обстоятельств, над которым мы не властны: отправить рукопись в подходящее издательство в нужное время, чтобы она попала к редактору, которому понравится именно ваша книга. Со временем это принесет свои дивиденды. Хотя я уверен, что на каждого успешного писателя приходится сотня не менее хороших авторов, ни один из которых никогда не сможет своим ремеслом зарабатывать.

То есть, вы верите в волю случая, в то, что есть удачливые люди и неудачники?
Конечно, удача и случайность существуют и играют в нашей жизни не последнюю роль. Начнем с того, что одним везет родиться красивыми и сильными, а другим нет. А красота, безусловно, способна во многом облегчить жизнь человека. В то же время, я не верю, что все или хотя бы что-то в наших жизнях предопределено. Хотя в учении о карме есть своя логика.
Совпадения, подходящее время, карма... Все же я не стану их полностью отрицать. Эти понятия слишком сложны и таинственны, как сама наша жизнь. Я уверен, что 18 лет назад мне очень повезло: я представил свою рукопись редактору “TSR” именно в тот самый момент. Сделай я это на три месяца раньше или позже — и кто знает, поручили бы мне писать “Магический кристалл” или нет? Но, в то же время, я очень много работал, прежде чем отдать рукопись в издательство, и, не покладая рук, трудился на протяжении долгих лет, чтобы начать зарабатывать писательством, так что дело не только в удаче. Никакая удача не поможет, если вы сами не способны воспользоваться ее плодами.

Вы пользуетесь плодами популярности Дзирта уже много лет. Сложно ли продолжать работу над столь затянувшимся сериалом?
На самом деле, нет. Сейчас писать о Дзирте во многом даже проще, чем раньше. Я знаю героев так хорошо, словно они мои родные братья. Дзирт, Бренор и Вульфгар живут в моем воображении, как реальные личности. Если проблема и существует, она в том, что после дюжины с лишним приключений история начинает приедаться. Как постоянно поддерживать к ней интерес? Сколькими способами я смогу описать “танец сабель”? Ну, и не исчезает никуда вопрос развития героев: после всего, что прошел Дзирт, осталось ли ему куда расти?
У меня есть еще немало историй, которые я хотел бы рассказать, но будут ли новые приключения так же интересны читателям? Мне остается только надеяться на это.

До сих пор надежды Сальваторе оправдываются: сколько бы новых книг о Дзирте До’Урдене ни выходило, популярность самого известного героя Роберта только растет. Именно цикл о Темном эльфе стал предметом нашего дальнейшего разговора с писателем.

0

2

“Не знаю, насколько меня хватит”

Если бы вы были героем своих книг, то кем именно?
Я был бы Дзиртом. На самом деле он — это тот, кем я хотел бы быть в жизни, если бы у меня хватило мужества и силы. Хотелось бы верить, что я тоже смог бы придерживаться своих убеждений, несмотря на цену, которую за это пришлось бы платить. Однако не уверен, что у меня, как и у большинства людей, достаточно для этого силы воли. Возможно, когда-нибудь мне представиться случай испытать себя — тогда и узнаем, кто я.

В ролевых играх по “Забытым королевствам” каждая уважающая себя компания приключенцев включает одного-двух магов. А среди ближайших друзей Дзирта их нет. Почему?
Главная причина — в том, что волшебство в книге должно, в большей или меньшей степени, но соответствовать магическим принципам “Dungeons & Dragons”, а их нелегко увязать с реалиями романа. И, откровенно говоря, есть еще одна причина. Эд Гринвуд придумывает такие истории о Эльминстере, а Уэйс и Химэне так писали о Рейстлине, что я не уверен, смогу ли создать таких же интересных персонажей-магов, как они. Впрочем, волшебники появлялись у меня всегда, пусть и не в главных ролях.

А что вы будете делать, когда век человеческих друзей Дзирта подойдет к концу, а сам Темный эльф останется все так же молод?
Пока не знаю — даже не уверен, что рискну зайти так далеко. На сколько еще книг о Дзирте меня хватит? Одну, пять или двадцать? Честное слово, не знаю. Хотя описанная ситуация была бы мне очень интересна. Хотелось бы посмотреть на реакцию Дзирта. Кроме того, возможно, таким образом я смогу узнать, кто делает мои книги популярными, сам Темный эльф или вся его компания. Интересно и немного страшно.

Над каким героем работается сложнее всего?
Пожалуй, сложнее всего работать над убийцей Артемисом Энтрери. Он превращается из отрицательного героя в протагониста и, судя по приходящим письмам, поклонников у него уже ничуть не меньше, чем у Дзирта. А ведь я должен не только сделать его обаятельным, но и сохранить качества наемного убийцы. Энтрери приходится превращать в главного героя, не делая “положительным”. В конце концов, хоть я и стараюсь, чтобы читатели симпатизировали и сопереживали Артемису, я, конечно, не хочу, чтобы кто-нибудь начал ему подражать!

В “Служителе кристалла” на первый план выходят бывшие антигерои. Собираетесь ли вы и дальше создавать книги, посвященные Джарлаксу и Энтрери?
Ну, во-первых, я написал три рассказа о приключениях этих персонажей после окончания романа. Во-вторых, буквально только что завершил книгу “Promise of the Witch King”, продолжение “Служителя кристалла”, которое выйдет в Соединенных Штатах в октябре. Этот роман начнет цикл “The Sellswords”, уже анонсированный компанией “Wizards of the Coast”. Пока я планирую включить в него три романа, но, возможно, напишу больше.

Ну, а кроме этого нового цикла, над чем еще вы сейчас работаете?
Мне надо написать еще несколько рассказов, которые внесут ясность в некоторые события последних книг о Дзирте. Но приоритетом остается серия о Джарлаксе и Энтрери.

А как насчет истории, которая происходила бы задолго до основного цикла о Дзирте? Например, о дружбе между Джарлаксом и Закнафейном, о которой мы узнаем из все того же “Служителя”?
Я действительно думал о чем-то похожем. Так что есть шанс, что я вернусь на много сотен лет назад, задолго до рождения Дзирта, и напишу роман о Заке и Джарлаксе. Хотя не советую забывать, что дружба — понятие в обществе драу весьма растяжимое.

Впрочем, не будем забывать, что циклом о Дзирте не ограничивается многогранное творчество Роберта Сальваторе. Он успел поработать в рамках вселенной “Звездных войн” и создать несколько собственных фэнтезийных миров.

0

3

“Я добился того результата, к которому стремился”

Ваша популярность началась с саги о Дзирте, но если бы вы могли выбрать одну книгу, по которой вас будут помнить как писателя, что это было бы за произведение?
Из серии о Темном эльфе, наверное, следует выделить роман “Отступник”, ведь это самая важная книга во всем цикле, где сформировался характер героя. К тому же, из всего цикла ее я люблю больше всего. “Отступника” было очень тяжело писать, ведь я, фактически, создавал в Забытых королевствах расу драу. Конечно, самих темных эльфов придумали задолго до этого, но именно мне достался труд создать общество, которое будет соответствовать и творениям моих предшественников, и духу потрясающего мира Эда Гринвуда.
Но, несмотря на все вышесказанное, любимым романом я назову “Mortalis”, четвертую часть семикнижия “Войны демонов”. Я писал ее в один из самых мрачных жизненных периодов, после потери брата. Этот роман стал для меня катарсисом, спасением. Я вложил в него всю свою ярость, горечь, страх и надежду. Писал будто во сне, не задумываясь о том, хорошо или плохо у меня выходит. Я до сих пор не собрался с силами, чтобы перечитать этот роман. Но, судя по отзывам читателей и редакторов, я добился того результата, к которому стремился.

После выхода вашего романа “Вектор-прим” в серии “Звездные войны” поклонники лукасовской вселенной были возмущены смертью Чубакки. Не боитесь славы “убийцы” этого всеми любимого персонажа?
Самое интересное — подписывая контракт на книгу, я не знал, что должен буду сделать. Разработав “скелет” романа, я показал его издательству “DelRey” и компании “Lucasfilm”, и тогда один из редакторов сказал мне: “Отлично! Именно то, что мы хотели. Но разве мы не говорили, что ты должен убить Чубакку?” Я едва не упал от удивления. Первым моим порывом было спросить, кому вернуть чек. Так я и ответил. Но постепенно ребята из команды убедили меня, что для смерти Чубакки есть веские причины. Теперь я думаю, что они были правы.
Но решение о том, что Чубакку убьет падающая луна, я принял самостоятельно. Я хотел, чтобы у Хэна не было объекта для ненависти и мести. Чтобы он был подавлен кажущейся бессмысленностью смерти друга и только потом осознал всю подоплеку его гибели.
И все-таки сейчас мне думается, если б я мог вернуться назад и изменить прошлое, в ответ на предложение убить Чуи я вернул бы чек и сказал: “Нет, спасибо”.

Но как лично вы относитесь к тому, что в современном фэнтези герои все чаще гибнут, да и сам жанр становится более мрачным и реалистичным?
Даже для себя я не сформулировал до конца ответ на этот вопрос. Лично я предпочитаю что-то вроде “Хоббита” или “Властелина колец”. Да, фэнтезийный жанр вырос, выросли его поклонники, но все же не хотелось бы, чтобы фэнтези потеряло оттенок волшебства, может быть, даже детской сказки. Несомненно, могут присутствовать в фэнтези и мрачная атмосфера, и жестокость, но, на мой взгляд, всегда должна сохраняться суть фэнтези — надежда.

А в чем для вас основное различие между работой над собственным миром и над межавторской серией?
Прежде всего, в своем мире я абсолютно свободен. Я могу убивать героев или уничтожать города по собственному желанию, а если сочту нужным, перенесу действие на сотню лет вперед. В чужой вселенной я не только вынужден соответствовать тому, что было создано для меня, но и несу ответственность перед теми, кто будет работать потом. Если я выйду за рамки мира или разрушу его целостность, другим авторам придется просто игнорировать мои произведения.
Но и в том, и в другом случае писательство остается для меня интересной, захватывающей, творческой работой. Я могу быть командным игроком, когда надо, а могу солировать. По-моему, такая гибкость очень полезна.

Даже найдя своего героя и свою писательскую нишу, Роберт продолжает пробовать себя в других жанрах и вселенных. Такая многоплановость и готовность к экспериментам вызывает уважение, даже если ее плоды не всегда приносят радость и удовлетворение как читателям, так и самому писателю.

0

4

“Я был в восторге”

Роберт, в России у вас очень много поклонников. Не хотели бы вы посетить нашу страну, чтобы познакомиться и пообщаться с ними лично?
Я бы с удовольствием побывал в России. И сейчас, когда мои дети достаточно подросли, чтобы путешествовать вместе со мной и моей женой, мы готовы принять любые приглашения выбраться из дома и повидать мир. Правда, сейчас я немного опасаюсь путешествий — нас, американцев, в последнее время не очень любят в других странах. Хотя нельзя не признать, что веские причины для такого отношения существуют.

Ну, и в завершение нашего разговора, что бы вы могли пожелать своим российским поклонникам?
Я вспоминаю, как в середине девяностых мне сказали, что мой роман будет напечатан в России — речь шла о книге “Меч Бедвира”. По моему телу пробежали мурашки — я был в восторге. Меня всегда очаровывала Россия и мужество вашего народа. И меня до сих пор удивляет, что люди по всему миру читают мои книги, порой даже не верится. Когда я получаю электронные письма из России или Турции, или когда мой агент сообщает, что мне присудили премию в Венгрии, мне остается только покачать головой и пойти поиграть с собаками. В такие моменты я просто не представлю, что еще делать.
Своим читателям в России, как и любым другим, во всех уголках света, я скажу только одно: давайте каждый день стараться сделать наш мир немного лучше, немного интереснее.

Мудрые слова. Сам Роберт постоянно делает этот мир интереснее для множества читателей, создавая новые удивительные книги. Как “убийца” Чубакки или как “папа” Дзирта, но Роберт без сомнения вписал уже свое имя в историю мировой фантастики.

Оригинальная статья опубликована в "Мире Фантастики"

0


Вы здесь » Elvenland » Мир Роберта Сальваторе » Отвечает Роберт Сальваторе